Рабочая программа - Логоритмика 4-5

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Администрации Железнодорожного района
города Екатеринбурга
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 327

ПРИНЯТО:
на Педагогическом совете
МАДОУ детский сад № 327
протокол № 01
от 30.08.2019 года

УТВЕРЖДЕНО:
заведующий
МАДОУ детский сад № 327
____________А.С.Калоян
приказ № 50-ОД
от
30.08.2019 года
Подписано цифровой подписью:
Заведующий МАДОУ детский
сад № 327 А.С.Калоян
Дата: 2021.08.26 09:53:16 +05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛОГОРИТМИКА»
для детей 4-5 лет
Срок реализации: 1 год

Рабочая программа
дополнительного образования
по «Логоритмике»
разработана
рабочей группой МАДОУ детский сад № 327 в составе:
Калоян А.С. – заведующий ДОУ,
Лешукова Т.В. – зам.зав.,
Голованова Н.А. – музыкальный руководитель

Екатеринбург
2019
1

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка…………………………………...….……………………….................
1.1. Направленность Программы…………………………………………………..…………………
1.2. Актуальность Программы………………………………………………………..……………….
1.3. Новизна Программы……………………………………………………………..………………..
1.4. Педагогическая целесообразность Программы…………………………………..……………..
1.5. Цели и Задачи Программы…………………………………………………………..……………
1.6. Отличительные особенности Программы………………………………………..……………...
2. Условия реализации Программы……………………………………………………………….
3. Описание форм и методов проведения занятий……………………………………………….
3.1. Методы проведения логоритмических занятий…………………………………………………
4. Содержание Программы………………………………………………………………………...
4.1.Учебно-тематический план………………………………................................................................
5. Ожидаемые результаты освоения Программы……………………………………………….
6. Диагностический материал…………………………………………………………………….
7. Материально-техническое обеспечение Программы………………………………...............
8. Обеспеченность
методическими
материалами
и
средствами
обучения
и
воспитания………………………………………………………………………………………………

2

1. Пояснительная записка.
1.1. Направленность Программы.
Настоящая Программа является образовательной Программой дополнительного
образования по логоритмике для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста и
имеет художественную направленность.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее
развитие ребенка,
совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в
окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, способность преодолевать
трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием
здоровьесберегающих технологий, оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его
организме происходит перестройка различных систем(сердечно-сосудистой, дыхательной,
речедвигательной). Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные
упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход
занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.
1.2. Актуальность Программы.
Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения,
связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию
и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребенка, побуждает педагогов
и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий
специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии,
обучении, общении и поведении.
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное
значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться
причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление,
воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности
общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить
трудности в овладении навыками чтения и письма.
Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции,
сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей
детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста
происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении
активного словарного запаса.
1.3. Новизна Программы.
Новизна
Программы
заключается
в
эффективных
методах
формирования
произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья
дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивает наиболее успешное
овладение навыками нормативного произношения.
В логоритмические занятия включены элементы, имеющие оздоровительную
направленность (общеразвивающие упражнения, простейшие приемы массажа, гимнастики для
глаз). Каждое занятие включает в себя упражнения на релаксацию под музыку, (помогающие
детям снять напряжение, нервную нагрузку), массаж пальцев, чистоговорки, музыкальноречевые игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания.
Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы
подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней
челюсти и т.д. В рамках дополнительного образования осуществляется профилактическая работа
речевого развития дошкольников средствами сочетания музыкального и двигательного
направления.

3

1.4. Педагогическая целесообразность Программы.
Педагогическая целесообразность Программы объясняется тем, что она разработана с
учетом современных образовательных технологий, которые находят свое отражение в:
– принципах обучения: постепенное приобретение навыков (усложнение выполняемых заданий);
посильность заданий для обучающихся; системность проведения занятий; соответствие
содержания образования уровню развития современной науки и техники; единства процессов
обучения и воспитания.
– формах и методах обучения: словесные - объяснение, беседа, звукоподражание, советы;
наглядные - краткое объяснение, показ с пояснением, беседа, разъяснение сюжета, указание при
воспроизведении, вопросы по последовательности движений, 4 команды, образный сюжетный
рассказ; показ, игровой метод; практические – выполнение работы.
– методах контроля и управления образовательным процессом: индивидуальные консультации
родителей.
1.5. Цель и задачи Программы.
Цель Программы: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии
ребенка посредством сочетания слова и движения.
Задачи Программы:
 Образовательные:
- учить правильно выполнять артикуляции звуков;
- научить ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая
заданный характер, образ;
- сформировать правильное речевое и физиологическое дыхание;
- сформировать интонационную выразительность речи;
- формировать способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.
 Развивающие:
- развивать навыки сотрудничества и сотворчества;
- развивать внимание, память, кругозор, словарный запас.
 Воспитательные:
- воспитать бережное отношение к природе и животным;
- воспитать нравственно-патриотические чувства, уважение к культуре и традициям родного
края, труду людей.
1.6. Отличительные особенности Программы.
Отличительной особенностью Программы заключается в том, что кроме традиционных
методов и форм организации занятия, используются здоровьесберегающие, информационно коммуникативные технологии. Что ведет к усилению результата образования, вследствие
воздействия нескольких технологий. Применение ИКТ позволяет значительно расширить
возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию у обучающихся.
2. Условия реализации Программы.
Возраст детей, участвующих в реализации Программы – 4-5 лет.
Программа адаптирована для детей 4-х, 5-тилетнего возраста, с учетом физиологических,
возрастных, психологических особенностей детей.
Зачисление на обучение по программе осуществляется по желанию детей, по заявлению
их родителей (законных представителей).
Сроки реализации Программы - 5лет.
На освоение программы требуется 24 часа. Программа разделена на отдельные
тематические части. Преподаватель строит работу таким образом, чтобы не нарушить целостный
педагогический процесс, учитывая цели, задачи и конкретные перспективы развития детей.

3. Описание форм и методов проведения занятий.
4

Форма проведения занятий – групповая.
Режим проведения занятий- два раза в неделю. С целью сохранения здоровья и исходя
из программных требований продолжительность занятия соответствует возрасту детей и
составляет:
 для детей 4 – 5 лет – 20 минут.
Структура занятия по логоритмике:
Вводная часть занятия занимает 5-15% общего времени:
Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп
движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания,
координации движений, регулировку мышечного тонуса.
Основная часть занимает 70-85% от общего времени:
Включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения,
пение, игру на музыкальных инструментах, подвижные малоподвижные игры, упражнения на
развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счётные упражнения, упражнения на развитие
координации движения, на координацию речи с движением, на координацию пения с движением,
упражнения на развитие речевых и мимических движений, общей моторики, мимических мышц,
дыхания, чувства ритма и темпа, упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени:
Упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального
напряжения, релаксационные упражнения, упражнения на развитие дыхания.
Формы подведения итогов:
- выступления детей на открытых мероприятиях;
- итоговое занятие;
- открытые занятия для родителей.
3.1. Методы проведения логоритмических занятий.
 Наглядные методы- обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных
ощущений.
 Словесные методы- помогают осмысливанию поставленной задачи.
 Практические методы- обеспечивают действенную проверку правильности восприятия
движения на собственных мышечно-моторных ощущениях.
 Игровые методы- близки к ведущей деятельности детей, наиболее эмоциональноэффективный.
 Соревновательный метод используется в целях совершенствования уже отработанных
двигательных навыков. Особенно важным является воспитание коллективизма. Соревнование
может быть успешно использовано как воспитательное средство, содействующее
совершенствованию двигательных навыков, воспитанию морально-волевых черт личности.

Месяц

сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль

4. Содержание Программы.
4.1. Учебно-тематический план
Периодичность Продолжительность
Темы занятий
проведения
занятия в минутах
занятий в
неделю
2
1/20 мин
Тема 1. Осень все позолотила
2
1/20 мин
Тема 2. Осень - запасиха
2
1/20 мин
Тема 3. Зима у ворот
2
1/20 мин
Тема 4. Мороз не велик, да стоять не
велит
2
1/20 мин
Тема 5. Мы зимою не скучаем, в игры
разные играем
2
1/20 мин
Тема 6. Приди, весна с радостью...
5

март
апрель
май

2
2
2

1/20 мин
1/20 мин
1/20 мин

Итого за
год:

72

24 аса

Тема 7. Кем быть?
Тема 8. Помощники
Тема 9. Четыре желания (какое время
года лучше?)

5. Ожидаемые результаты освоения Программы.
Дети, обучающиеся по программе «Логоритмика», к концу обучения по Программе
должны знать:
- характер и содержание музыкальных произведений,
- темпо-ритмические и эмоционально-смысловые параметры музыки, движений, речи,
- ритмические рисунки,
- танцевальные и общеразвивающие движения,
-оздоровительные и тренировочные упражнения для укрепления голосового аппарата
Дети должны уметь:
- самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему,
- придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен,
- ритмично выполнять движения в соответствии со словами,выразительно передавая заданный
характер, образ,
- правильно брать дыхание во время пения,
- правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах,
- дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках,
-выполнять оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и
пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические этюды на напряжение
и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма,
-ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны
и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.
-координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро
реагировать на смену движений,
- координировать движения и речь, соотносить ритм движений и речи, использовать движения в
соответствии со смыслом высказывания.
-правильно произносить и различать звуки на изученном материале различной сложности
(изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах),
- играть на музыкальных инструментах, сочинять мелодии,
У детей сформированы:
- словарный запас по лексическим темам,
- модуляция голоса,
- плавность и интонационность выразительности речи,
- правильное речевое и физиологическое дыхание,
- произносительные навыки,
- подвижность артикуляционного аппарата
5. Диагностический материал.
Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния
слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в
пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики
учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с
детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику
изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических
занятий.
Диагностика неречевых психических функций
(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)
Критерии:
Слуховое внимание.
6

1
2
7

Март

Сентябрь

Март

Сентябрь

Март

Сентябрь

Март

Сентябрь

Март

Сентябрь

1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен,
погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади,
справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
Восприятие и воспроизведение ритма.
1-й элемент: - - .. 2-й элемент: - .. - 3-й элемент: - - …
4-й элемент: … - По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве.
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.По 1 баллу за правильное
выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.По 1
баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики.
1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по
показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5балльной шкале:
 силу движений,
 точность движений,
 темп движений,
 координацию движений,
 переключение от одного движения к другому.
Состояние мелкой моторики.
1. Точность движений.Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка,
кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
2. Темп движений.Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1
до 3-х.
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы
капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
4. Переключение от одного движения к другому.
 «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу
за каждое правильно выполненное упражнение.
 Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
 Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1
баллу.
Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.
Результаты заносятся в сводную таблицу:
Результаты диагностики
неречевых психических функций на логоритмических занятиях (в баллах)
№
Фамилия,
Слуховое Восприятие и Ориентирова
Состояние
Состояние
п/п
имя ребенка внимание воспроизведен
ние в
общей
мелкой
ие ритма
пространстве
моторики
моторики

3

6. Материально-техническое обеспечение Программы
Оборудование кабинета
Зал для музыкальных Предназначен для проведения музыкальной образовательной
занятий
деятельности, праздников, развлечений, показа театров, проведения
(1 этаж)
утренников, родительских собраний.
В наличии: электронное пианино, музыкальный центр, проектор,
рабочий стол, стул, ноутбук, ширма для показа театра, детские стулья,
зеркала, детский стол, портреты композиторов, атрибуты для
музыкальной деятельности в ассортименте, костюмы для музыкальнотеатрализованных постановок детские и взрослые, диски с аудио
записями,
детские
музыкальные
инструменты,
музыкальнодидактические пособия, методические пособия и литература.
7. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Методические пособия:
 Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. «Логопедическая ритмика: методика работы с
дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи», СПб: КАРО, 2005.
 Гомонова Е.А. «Секреты музыкального воспитания дошкольников», М.: ВАКО, 2015.
 Каплунова И, Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм», СПб., Композитор, 2016.
 Картушина М.Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду», М.: Скрипторий, 2010.
 Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет», М.: ТЦ Сфера,
2008.
 Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет», М.: ТЦ Сфера,
2008.
 Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет», М.: ТЦ Сфера,
2008.
 Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет», М.: ТЦ Сфера,
2008.
 Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет», М.: ТЦ Сфера,
2006.
 Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2004.
 Роот З.Я. «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста», М.: Айриспресс, 2004.
Наглядно-дидактические пособия:
 Музыкальные инструменты. Дидактические карточки
 Портреты русских композиторов
 Расскажите детям о музыкальных инструментах. Карточки для занятий.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».