1
ж)
бесплатное
пользование
библиотечно-информационными
ресурсами,
учебной,
производственной, научной базой образовательной организации;
з) пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебнооздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной
организации;
и) развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах,
выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в
официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;
к) участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в исследовательской,
технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной
организацией, под руководством педагогических работников образовательных организаций;
л) опубликование своих работ в изданиях образовательной организации на бесплатной основе;
м) поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, технической,
творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;
н) освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой
образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном
ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную
деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).
1.1.1. Воспитаннику гарантируются (ст.5 ФЗ):
а) право на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
б) право на общедоступность и бесплатность в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами дошкольного образования.
в) другие права и обязанности воспитанников определяются законодательством Российской
Федерации, муниципальными правовыми актами.
1.2.
Права родителей (законных представителей) (ст.44 ФЗ):
1.2.1. Родители (законные представители) несовершеннолетних воспитанников имеют
преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они
обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности
ребенка.
1.2.2. Родители (законные представители) несовершеннолетних воспитанников имеют право:
а) выбирать до завершения получения ребенком образования с учетом мнения ребенка, а также с
учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы
получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную
деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы,
дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную
деятельность;
б) дать ребенку дошкольное образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по
решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения
вправе продолжить образование в образовательной организации;
в) знакомиться с Уставом МАДОУ со сведениями о дате предоставления и регистрационном номере
лицензии на осуществление образовательной деятельности, с учебно-программной документацией
и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной
деятельности;
г) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания,
образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
д) защищать права и законные интересы воспитанников;
е) получать информацию обо всех видах планируемых обследований (психологических, психологопедагогических) воспитанников, давать согласие на проведение таких обследований или участие в
2
таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о
результатах проведенных обследований воспитанников;
ж) принимать участие в управлении МАДОУ в форме, определяемой Уставом МАДОУ;
з) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией,
обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования,
высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и
воспитания детей.
1.3.
Права педагогических работников МАДОУ (ст.47 ФЗ):
1.3.1. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и
свободами:
а) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в
профессиональную деятельность;
б) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, методов и средств обучения
и воспитания;
в) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов
обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного
предмета, курса, дисциплины (модуля);
г) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания
в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об
образовании;
д) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов,
календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
методических материалов и иных компонентов образовательных программ;
е) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской
деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во
внедрении инноваций;
ж) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ
в порядке, установленном локальными нормативными актами МАДОУ, к информационнотелекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным
фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности,
необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской
деятельности;
з) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами
МАДОУ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными
нормативными актами;
и) право на участие в управлении МАДОУ, в том числе в коллегиальных органах управления, в
порядке, установленном Уставом МАДОУ;
к) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности МАДОУ, в том числе
через органы управления и общественные организации;
л) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке,
которые установлены законодательством Российской Федерации;
м) право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического
насилия, оскорбления личности;
н) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
1.3.2. В целях защиты своих прав педагогические работники самостоятельно или через своих
представителей вправе:
а) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений;
б) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты
прав и законных интересов.
3
1.3.3. Академические права и свободы должны осуществляться с соблюдением прав и свобод
других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской
Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных
нормативных актах МАДОУ.
2. ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
2.1. Воспитанники обязаны (ст.43 ФЗ):
а) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный
план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным
планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять
задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
б) выполнять требования Устава МАДОУ, правил внутреннего распорядка и иных локальных
нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
в) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному,
духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
г) уважать честь и достоинство других воспитанников и работников МАДОУ, не создавать
препятствий для получения образования другими воспитанниками;
д) бережно относиться к имуществу МАДОУ, поддерживать чистоту и порядок;
е) с учетом возрастных и психофизических особенностей участвовать в общественно полезном
труде, предусмотренном образовательной программой и направленном на формирование у
воспитанников трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к
результатам труда.
2.2. Родители (законные представители) обязаны (ст.44 ФЗ):
а) обеспечить получение детьми общего образования;
б) соблюдать правила внутреннего распорядка МАДОУ, требования локальных нормативных актов,
которые устанавливают режим занятий воспитанников, порядок регламентации образовательных
отношений между МАДОУ и воспитанниками и (или) их родителями (законными представителями)
и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
в) уважать честь и достоинство воспитанников и работников МАДОУ.
Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних
воспитанников устанавливаются Федеральным законом, иными федеральными законами,
договором об образовании.
2.3. Педагогические работники обязаны (ст.48 ФЗ):
а) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне на основе традиционных
российских духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, обеспечивать в полном объеме
реализацию рабочей программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), рабочей
программы воспитания;
б) формировать в процессе осуществления педагогической деятельности у воспитанников чувство
патриотизма, уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимное уважение, бережное отношение к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации;
в) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям
профессиональной этики;
г) уважать честь и достоинство воспитанников и других участников образовательных отношений;
д) развивать у воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу,
творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и трудолюбие,
ответственное отношение к профессиональной, добровольческой (волонтерской) деятельности,
формировать у воспитанников культуру здорового и безопасного образа жизни;
е) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования
формы, методы обучения и воспитания;
4
ж) учитывать особенности психофизического развития воспитанников и состояние их здоровья,
соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с
ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в части реализации
адаптированных образовательных программ, использования форм, методов и средств обучения и
воспитания, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями и центрами
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
з) систематически повышать свой профессиональный уровень;
и) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном
законодательством об образовании;
к) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на
работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по
направлению работодателя;
л) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и
проверку знаний и навыков в области охраны труда;
м) соблюдать Устав МАДОУ, правила внутреннего трудового распорядка;
н) исполнять иные обязанности, предусмотренные Федеральным законом.
3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
3.1. Ответственность воспитанников (ст.43 ФЗ):
Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным
программам дошкольного, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с
задержкой психического развития или нарушением интеллекта).
3.2. Ответственность родителей (законных представителей) (ст.43 ФЗ):
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных Федеральным
законом «Об образовании» и иными федеральными законами, родители (законные представители)
несовершеннолетних воспитанников несут ответственность, предусмотренную законодательством
Российской Федерации.
3.3. Ответственность педагогических работников (ст.48 ФЗ):
Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее
исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены
федеральными законами.
Согласовано
Советом родителей
Протокол от «29» августа 2025г. № 02
5