22.04.2020
Сегодня мировая классическая музыка просто
немыслима без произведений русских композиторов. О каждом из знаменитых людей
можно рассказать что-то необычное. Прокофьев, например, гениально играл в
шахматы, Бородин был профессором химии, а Рахманинов настолько щепетильно
относился к своим рукам, что обувь ему одевала супруга. Сегодня – самые
интересные факты из жизни и творчества русских композиторов.
Император демонстративно ушёл с премьеры оперы Глинки
Михаил Иванович Глинка по праву считается
основоположником отечественной русской классической музыки и первым русским
композитором-классиком, которому удалось достичь мировой славы.
Успех
композитору принесла его опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). В этом
музыкальном произведении композитору удалось органично соединить европейскую
оперную и симфоническую практику с русским хоровым искусством. Впервые появился
национальный герой, воплотивший в себе лучшие черты национального характера.
А вот премьера
второй оперы композитора - «Руслан и Людмила» - принесла Глинке ряд
чувствительных огорчений. Премьера оперы состоялась в Большом театре в
Санкт-Петербурге в тот же день, что и премьера первой оперы Глинки – 9 декабря.
Высшему обществу опера не понравилась, публика её освистала, а император
Николай I и вовсе, не дождавшись конца оперы, после четвёртого акта
демонстративно вышел из зала.
Впрочем,
современники отмечали, что оперу эту Глинка писал более чем небрежно.
В.П.Энгельгардт 1894 году писал М.Балакиреву: «Полной автографной партитуры
«Руслана» никогда не существовало. Отдельные номера посылались им в театральную
контору для переписки, оттуда не возвращались и там пропадали». А план оперы,
если верить современникам, и вовсе «намахал» Константин Бахтурин «в четверть
часа под пьяную руку». Тем не менее опера в первый свой сезон прошла 32 раза в
Петербурге и столько же в Париже, тогда как, по свидетельству Ференца Листа,
опера «Вильгельм Телль» Джоакино Россини в свой первый парижский сезон была
дана только 16 раз.
Известно, что
Михаил Иванович Глинка был слаб здоровьем. Это, однако, не мешало ему
путешествовать, к тому же географию композитор знал прекрасно. Он свободно
владел шестью иностранными языками, среди которых был и персидский.
Прокофьев придумал особый вид шахмат
Сергей Сергеевич
Прокофьев – дирижёр, пианист и один из крупнейших русских композиторов ХХ века.
Его считают русским музыкальным вундеркиндом: композировал он с 5 лет, в 9
написал две оперы, а в 13 лет стал студентом Санкт-Петербургской консерватории.
Покинув Родину в
1918 году, в 1936 он вернулся в СССР. Но уже в 1948 Полибюро ЦК ВКП(б) издало
постановление, обвиняющее Прокофьева и других музыкантов в «формализме», а их
музыка была объявлена «вредной». Первая супруга композитора, испанка по
происхождению, была сослана в лагеря, где провела три года. После этого
композитор практически безвыездно жил на даче. Там он создал такие яркие
произведения как балеты «Золушка», «Ромео и Джульетта», оперы «Повесть о
настоящем человеке» и «Война и мир», написал фортепьянные концерты и музыку к
кинофильмам «Иван Грозный» и «Александр Невский».
Страстью
Прокофьева были шахматы. Он не только любил в них играть, но и обогатил эту
игру собственными идеями, предложив так называемые «девятерные» шахматы – доска
с полем 24х24, на которой играют сразу девятью комплектами фигур. Известно, что
однажды Прокофьев играл шахматную партию с экс-чемпионом мира по шахматам
Э.Ласкером и смог свести её к ничьей (1909 г.).
Умер Сергей
Прокофьев в один день со Сталиным. Родственникам было весьма проблематично
организовать похороны, поскольку вся Москва была блокирована милицейскими
постами.
Скрябин - создатель светомузыки
Александр Николаевич Скрябин проявлял музыкальные способности с детства. После окончания кадетского корпуса он поступил в Московскую консерваторию, после окончания которой полностью отдался музыке. Его глубоко поэтичное и самобытное творчество было новаторским даже на фоне новых течений в музыке, связанных с изменениями политического строя и общественной жизни в начале XX века. Так, в партитуру написанной им симфонической поэмы «Прометей» Скрябин включил партию для света. Но премьера из-за технических неполадок прошла без световых эффектов.
Кембридж удостоил Чайковского звания доктора музыки без защиты диссертации
Пётр Ильич
Чайковский – одна из самых ярких фигур мировой классической музыки и
композитор, который сумел поднять русское музыкальное искусство до небывалых
высот.
Многие считали
его западником, но ему удавалось удивительным образом соединять наследие Шумана,
Бетховена и Моцарта с русскими традициями. Чайковский творил практически во
всех музыкальных жанрах. Он написал 10 опер, 7 симфоний, 3 балета, 4 сюиты и
104 романса.
Родные прочили
ему карьеру военного офицера и были категорически против поступления в консерваторию.
Известно, что родной дядя будущего великого композитора с горечью заявил:
«Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку!»
Кембриджский
университет без защиты диссертации, заочно, удостоил Петра Ильича Чайковского
звания доктора музыки, а Академия изящных искусств Парижа избрала его своим
членом-корреспондентом.
Римский-Корсаков умер из-за своей оперы
Николай
Андреевич Римский-Корсаков - известный дирижёр, музыкальный критик, великий
русский композитор и общественный деятель. Сын крепостной и помещика он получил
хорошее образование, много путешествовал, а вернувшись на Родину успевал
абсолютно везде: был инспектором духовых оркестров Морского ведомства, преподал
в Санкт-Петербургской консерватории, профессором которой являлся, дирижировал
симфоническими и оперными спектаклями, помогал управляющему Придворной
певческой капеллы.
Одной из любимых
его тем в творчестве были сказочные произведения. Оперы «Сказка о царе
Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве
Февронии», «Золотой петушок» закрепили за ним прозвище Сказочник.
Опера «Золотой
петушок» Римским-Корсаковым была написана 1908 году по одноимённой сказке
Пушкина. Цензура узрела в этом произведении язвительную сатиру на самодержавие,
и оперу запретили. Это стало причиной инфаркта композитора. Скончался он от
повторного приступа в усадьбе Любенск 21 июня 1908 года.
Первая
постановка оперы состоялась уже после смерти великого композитора - 24 сентября
1909 в Оперном театре Сергея Зимина в Москве. Премьера предварялась анонсом в
газете «Русские ведомости»: «Последняя опера Н. А. Римского-Корсакова «Золотой
петушок», непринятая к постановке на Императорских сценах, пойдет в наступающем
сезоне в оперном театре Зимина».
Композитор Бородин основал Русское химическое общество
Александр
Порфирьевич Бородин – русский композитор-самородок. Профессиональных
учителей-музыкантов у него не было, и всего в музыке он достиг, благодаря
самостоятельному овладению техникой композирования. Своё первое музыкальное
произведение Бородин написал в 9 лет. Играл на фортепиано, флейте и виолончели.
Самым известным
музыкальным произведением Бородина является опера «Князь Игорь», созданная по
сюжету «Слова о полку Игореве». Идею написания этой оперы Бородину подсказал
В.Стасов. За работу Бородин взялся с огромным энтузиазмом: изучал музыкальные и
исторические того времени и даже побывал в окрестностях Путивля. Написание
оперы растянулось на 18 лет. В 1887 году Бородин умер, так и не окончив это
музыкальное произведение. Известно, что сам Бородин успел оркестровать часть
пролога, речитатив, арии Ярославны, Кончака, князя Владимира Галицкого, плач
Ярославны, народный хор. Завершили же работу по записям Бородина
Римский-Корсаков и Глазунов.
Стоит отметить,
что музыка была не единственной страстью Бородина. Он весьма успешно занимался
медициной и химией, получив 1858 году степень доктора медицины. Бородин
руководил руководил химической лабораторией, был ординарным профессором и
академиком Медико-хирургической академии, почётным членом Общества русских врачей
и одним из основателей Русского химического общества. У композитора Бородина
более 40 работ по химии, а его именем назвали химическую реакция серебряных
солей карбоновых кислот с галогенами, которую он исследовал первым ещё в 1861
году.
Руки Сергея Рахманинова оценили в миллион долларов
Сергей
Васильевич Рахманинов – крупнейший мировой композитор – покинул Россию в 1917
году и осел в США. Практически 10 лет после отъезда из России он не писал
музыку, много гастролируя по Европе и Америке, где его признали крупнейшим
дирижером и величайшим пианистом эпохи. При этом Рахманинов на протяжении всей
своей жизни оставался человеком, стремящимся к уединению, неуверенным в себе и
ранимым. Всю жизнь он искренне переживал, что покинул Родину. В годы Великой
Отечественной войны Сергей Рахманинов дал несколько благотворительных
концертов, а все сборы им были перечислены в фонд Красной армии.
У Рахманинова
была уникальная особенность – самый большой из всех известных пианистов охват
клавиш. Он охватывал сразу 12 белых клавиш. При этом у него в отличие от многих
концертирующих пианистов были изумительной красоты руки без вздувшихся вен и
без узлов на пальцах.
Как-то
Рахманинов заслонился от папарацци, не желая сниматься, а вечером в газете
появилось фото композитора: лица видно не было, только руки. Подпись под фото
была такой: «Руки, которые стоят
миллион!»
Именем Хачатуряна назван Большой зал филармонии, струнный квартет, ежегодный конкурс пианистов и композиторов
Хачатурян Арам
Ильич (1903—1978), композитор, педагог родился 6 июня 1903
г. в Тифлисе (ныне Тбилиси) в семье переплётчика. В 18 лет переехал в Москву.
В 1929г. окончил Музыкальное училище имени Гнесиных по классу композиции
М.Ф. Гнесина, а в 1934г. - Московскую консерваторию по классу композиции
Н.Я. Мясковского. Творческая судьба Хачатуряна сложилась удачно. Первая
симфония (1934г.), Фортепианный концерт (1936г.) и первый балет «Счастье»
(1939г.) сразу принесли ему известность, даже славу.
В 1942г.
балет был переработан и поставлен уже под новым названием «Гаянэ». Именно для
этого варианта был сочинён «Танец с саблями», ставший одним из самых популярных
произведений Хачатуряна. В 1943г. композитор закончил Вторую симфонию.
В 1944г. написал музыку к Государственному гимну Армянской ССР. В
1946-1947гг. им созданы Виолончельный концерт и Третья симфония.
В 1950г.
Хачатурян был приглашён преподавать в Музыкально-педагогическом институте имени
Гнесиных, а в 1951 г. занял также должность профессора Московской
консерватории. Он воспитал таких композиторов, как М.Л. Таривердиев, А. Я.
Эшпай и многие другие.
В 1954г.
Араму Ильичу присвоили звание народного артиста СССР. В том же году композитор
закончил своё лучшее произведение - балет «Спартак». В 1959г. Хачатурян
стал лауреатом Ленинской премии; через год избран почётным членом Национальной
академии Санта-Чечилия в Риме и почётным профессором Мексиканской
консерватории.
Огромное
творческое наследие Хачатуряна привлекает прежде всего яркостью и самобытностью
национальных мелодий Закавказья, обретших новую жизнь в классических формах
мирового музыкального искусства.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.04.2020
Дата обновления: 22.04.2020
Дата публикации: 22.04.2020