14.04.2020
29 апреля в МАДОУ детский сад 327 прошел семинар практикум "Интеграция инструментов ТРИЗ в развитии творческой личности дошкольников в контексте реализации ФГОС".
Воспитатель Соботюк Евгения Сергеевна поделилась опытом по применению Кругов Луллия в познавательной деятельности при ознакомлении с окружающим миром. А также наглядно продемонстрировала способ интегрирования ИКТ и технологии ТРИЗ с помощью двухэкранногт устройства Pocket Edge и метода оживших картин. Большой интерес у педагогов вызвал Метод Матриц, используемый в познавательном развитии и способствующий формированию начальных навыков программирования.
Инструктор по физической культуре Литиченко Ольга Рафиковна познакомила присутствующих с Методом Типового Фантазирования и провела игру-разминку "Наоборот" с помощью волшебников ТРИЗ. Очень понравилась педагогам игра–упражнение "Необычные партнеры", где надо было выбрать два-три спортивных снаряда и придумывая словосочетания с ними, выполнить соответствующие движения.
Музыкальный руководитель Голованова Наталия Александровна продемонстрировала методы технологии ТРИЗ, которые активно включаются на музыкальных занятиях и является эффективным средством развития творческого мышления у дошкольников. Методы синектики, фокальных объектов, круги Луллия успешно помогают развивать у детей изобретательскую смекалку, мышление, гибкость, подвижность ума, такие качества личности как активность, стремление к новизне.
Участники семинара – практикума узнали, что благодаря Кругам Луллия в музыкальных играх закрепляются и систематизируются знания о прослушанных музыкальных произведениях, происходит их дифференциация по жанрам, характеру, видам. Дети узнают о музыкальных инструментах и профессиях, знакомятся с композиторами, эпохами и странами. Находят соответствия и противоречия между музыкальными произведениями и их авторами, а так же придумывают свои необычные инструменты и способы извлечения звуков.
С помощью метода Фокальных объектов воспитатели очень быстро подобрали определения к музыкальному произведению Э.Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Педагоги называли прилагательные, относящиеся к картинкам, не связанным между собой по смыслу а затем их перенесли на муз. произведение, оказавшееся в фокусе, тем самым раскрыв его художественную сторону. Такой метод отличается простотой и практически неограниченными возможностями поиска новых идей обновления объекта.
Гости семинара познакомились и с методом синектики. Сначала всем было предложено рассмотреть картину И.Шишкина «Утро в сосновом лесу», рассказать о том, что на ней изображено. А затем, используя аналогии, представить себя на поляне вместе с медведями. Взяв в помощники музыку Грига, педагоги оживляли и озвучивали картину, перенося действительность в фантастический мир и фантазию в реальность.
Возможности этого метода – незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежат прием эмпатии – личностного уподобления – способности отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту.
Эти и другие методы и приемы технологии ТРИЗ можно и нужно использовать и для проверки изученного, и для закрепления только что изученного. Все это развивает способность к анализу, синтезу, запоминанию.
Свои отзывы и предложения можете оставить в анкете. Для этого просто перейдите по ссылке https://forms.gle/CVhn3dH7avoRqSkN8