07.05.2022
МЕДИАСЛОВАРЬ |
Аккаунт – это
персональная страница пользователя или личный кабинет, который создается после
регистрации на сайте.
Антивирусная программа (антивирус)—любая программа для обнаружения компьютерных вирусов,атакженежелательных(считающихсявредоносными)программвообщеивосстановлениязараженных(модифицированных)такимипрограммамифайлов, а также для профилактики—предотвращения заражения(модификации) файлов или операционной системы вредоносным кодом.
База данных (database) – систематизированная форма
организации и представления разного рода информации (например, в компьютерной
сети).
Банкинг мобильный — это система управления банковским счетом при помощи
мобильных устройств - планшетов, смартфонов и других - посредством
специализированного приложения.
Брандмауэр – это специальная программа или
устройство, которое позволяет блокировать попытки хакеров, вирусов и червей
получить доступ к вашему компьютеру через Интернет.
Браузер — это программа для навигации и
просмотра веб-ресурсов (веб-страниц), которая позволяет запрашивать и
просматривать файлы в локальной сети и сети Интернет.
Безопасность медийная (mediasafety, mediaprotection) -
способность государства, общества, социальной группы, личности обеспечить
достаточные и защищенные медийные ресурсы и потоки для поддержания
жизнедеятельности, устойчивого функционирования и развития соответствующего
структурного образования. Обеспечение медийной безопасности предполагает
противостояние негативному воздействию на индивидуальное и общественное
сознание и психику людей, а также на источники информации. (Ф.И.Шарков, 2003)
Видеохостинг–предоставление подключения к интернету
и обслуживание.
Веб – хостинг–системная папка, в которую
компьютер записывает все документы, полученные вами из интернета.
Внешние ссылки – страницы с других сайтов,
с которых посетитель приходит на ваш сайт.
Гиперссылка (hyperlink) – элемент электронного
документа, используемый для быстрого перехода к другому документу, либо его
части.
Гипертекст (hypertext) – специальная организация
компьютерных, интернетных медиатекстов, позволяющая при нажатии курсора на
определенные слова или аудиовизуальные объекты мгновенно переходить на
присоединенные к ним ссылки и родственные тексты или объекты.
Грамотность медийная (medialiteracy) -
умение анализировать и синтезировать медийную реальность, умение «читать»
медиатекст, способность использовать медийную технику, знание основ
медиакультуры, то есть результат медиаобразования.
Дайджест (digest) – сокращенный,
адаптированный вариант медиатекста(ов).
Дезинформация медийная (mediadisinformation, misinformation) –
медиатекст, содержащий заведомо ложную информацию.
Декодирование (decoding) – расшифровка/дешифровка,
трактовка информации, содержания медиатекста аудиторией.
Защита контента - методика, разработанная
для шифрования цифрового содержимого или содержимого диска, чтобы предотвратить
копирование или использование содержимого без разрешения.
Информационная безопасность детей –
это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с
причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их
здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию
(Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию").
Кеш – это интернет-сервис, который позволяет
загружать и смотреть видео в браузере. Например, через специальный
проигрыватель.
Кибербуллинг — это травля с
использованием цифровых технологий. Может происходить в социальных сетях,
мессенджерах, на игровых платформах и в мобильных телефонах. Это
целенаправленная модель поведения, которая ставит своей задачей запугать,
разозлить или опозорить того, кто стал объектом травли.
Киберугроза— это
незаконное проникновение или угроза вредоносного проникновения в виртуальное
пространство для достижения политических, социальных или иных, целей.
Киббермобинг— это использование средств электронной
коммуникации для унижения и оскорбления других людей. Социальное
давление,перенесенное в плоскость электронного общения.
Коммуникационные риски – это Риски, связанные с предоставлением СМИ отименикомпании (организации)
противоречивой (недостоверной) или не своевременной информации, с осуществлением в публичном пространстве несогласованных действий,
способных оказать негативное воздействие на имидж компании и ее дочерних обществ,на нести урон деловой репутациии косвенно–ее коммерческим интересам(например,уровню капитализации на бирже ценных бумаг).
Контентанализ (сontentаnalysis) –
количественный анализ медиатекстов (определение категории медиатекста,
систематизация фактов, выводы о типах повествования, символах, языках, формах и
т.д.; о том, как часто проявляются те или иные факторы, например, стереотипы в
сюжете). Применим также к анализу работы медийных агентств (объем передаваемой
ими информации, избирательность 22 информации и пр.). В рамках контент-анализа
не делается различий по степени значимости между исследуемыми единицами – в
центре внимания лишь частота их появления (Назаров, 2004).
Контентные риски — это материалы (тексты,
картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие,
агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую
расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр,
наркотических веществ и т.д.
Медиакомпетентность педагога (educator’smediacompetence) -
совокупность его мотивов, знаний, умений, способностей (показатели:
мотивационный, информационный, методический, практикооперационный/деятельностный,
креативный), способствующих медиаобразовательной деятельности в аудитории
различного возраста (А.В.Федоров, 2007).
Профайл — это компьютерный файл, используемый в системах управления цветом (CMS) для представления данных о цветовых передаточных характеристиках конкретного устройства
(монитора, сканера, принтера и т.п.), осуществляющего обработку, передачу, ввод, выводили преобразование цветных изображений.
Используется при калибровке и согласовании цветовых характеристик системы в целом.
Рунет – это часть сайтов
Интернета с основным контентом на русском языке.
Спамер — это тот, от
кого приходят в наши почтовые ящики не запрошенные массовые рассылки.
Сетикет, нетикет – сетевой
этикет. Правила поведения, общения в Сети, традициии культура интернет-сообщества, которых придерживаются большинство.
Торрент— это
специальный протокол, предназначенный для обмена файлами между пользователями.
Троллинг – форма социальной
провокации или издевательства в сетевом общении, использующаяся как персонифицированными участниками,
заинтересованными в большей узнаваемости, публичности, эпатаже, так и анонимными пользователями без возможности их идентификации.
Фильмотека (filmlibrary) – частная или публичная
коллекция, фильмофонд (в том числе и в электронном виде, в интернете). Близкие
понятия: библиотека, медиатека, фонотека, фототека, видеотека.
Фишер — это
мошенник, специализирующийся на киберпреступлениях особого вида — фишинге.
Фишинг — вид интернет-мошенничества, целью
которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей —
логинам и паролям, номерам кредитных карт, электронной почте и т.д.
Флейминг - «спор
ради спора», процесс обмена сообщениями в местах многопользовательского
сетевого общения (чаты, Интернет-форумы, социальные сети и др.). Данное явление
представляет собой словесную войну, которая зачастую не имеет отношения к
первоначальной причине дискуссии, спора.
Фокус-группа медийная (mediafocusgroup) –
выбранная по определенным признакам аудитория для изучения реакции на ту или
иную информацию, медиатекст. Методы сбора данных о реакциях, мнениях
фокус-группы зависят от конкретных целей исследования.
Фонотека (soundlibrary) – частная или публичная
коллекция, фонд звуковых текстов (в том числе и в электронном виде, в
интернете). Близкие понятия: библиотека, медиатека, фонотека, фототека,
видеотека.
Фототека (photolibrary) – частная или публичная
коллекция, фонд фотографий, слайдов (в том числе и в электронном виде, в
интернете). Близкие понятия: библиотека, медиатека, фототека, видеотека.
Фрейпинг– взлом личного
аккаунта и публикация от имени жертвы нежелательного контента.
Функция родительского контроля - возможность для
администратора компьютера управлять и ограничивать оценку некоторыми функциями,
часто используемыми для родителей.
Хейтинг – массовые негативные комментарии в
адрес одного человека от группы людей, которые открыто выражают к нему негатив
и оскорбляют.
Чат (chat) – сетевая форма общения on-line.
Электронные (кибер-) риски — это возможность столкнуться с хищением персональной информации, риск подвергнуться вирусной атаке, онлайн-мошенничеству, спам-атаке, шпионским программам и т.д.
Библиографический список
Бакулев Г.П. Массовая
коммуникация. Западные теории и концепции. М.: Аспект-пресс, 2005. 176с.
Бакулев Г.П. Основные
концепции массовой коммуникации. М., 2002.
Баранов О.А.
Медиаобразование в школе и вузе. Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 2002. 87
с.
Березин В.М. Массовая
коммуникация: сущность, каналы, действия. М.: Изд-во РИП-Холдинг,2004. 174 с.
Бондаренко Е.А. Творческая
реабилитация средствами медиакультуры. Омск, 2001.
Бондаренко Е.А. Теория и
методика социально-творческой реабилитации средствамиаудиовизуальной культуры.
Омск: Изд-во Сибир. филиала Рос.ин-та культурологии, 2000. 91 с.
Брайант Дж., Томпсон, С.
Основы воздействия СМИ. М.: Вильямс, 2004. 432 с.
Вершинская О.Н.
Информационно-коммуникационные технологии и общество. - М.: Наука, 2007. 203с.
Грачев Г.В. Личность и
общество: информационно-психологическая безопасность ипсихологическая защита.
М.: ПЕРСЭ, 2003. 304 с.
Духанин В.Н. Православие и
мир кино. М.: Drakkar, 2005. 190 c.
Журин А.А. Медиаобразование
школьников на уроках химии. М.: Изд-во Ин-та содержания иметодов обучения
Российской Академии образования, 2004. 184 с.
Зазнобина Л.С. Стандарт
медиаобразования, интегрированного с различными школьнымидисциплинами //
Стандарты и мониторинг в образовании. 1998. N 3.C.26-34.
Кириллова Н.Б.
Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический проект, 2005. 448с.
Корконосенко С.Г. Преподаем
журналистику. Профессиональное и массовое медиаобразование.СПб.: Изд-во
Михайлова, 2004. 240 с.
Короченский А.П. «Пятая
власть»? Медиакритика в теории и практике журналистики. Ростов:Изд-во
Ростов.гос. ун-та, 2003. 284 с.
Луман Н. Медиа коммуникации.
М.: Логос, 2005. 280 с.
Макаров М.М. Массовая
коммуникация в современном мире. М., 2000.
Маклюэн М. Понимание медиа.
М.; Жуковский, 2003.
Медиаобразование //
Российская педагогическая энциклопедия. Т.1/Гл. ред. В.В.Давыдов. М.:Большая
российская энциклопедия, 1993. С. 555.
Моль А. Социодинамика
культуры. М.: КомКнига, 2005.
Назаров М.М. Массовая
коммуникация в современном мире: Методология анализа и практикаисследований.
М., 2003.
Пензин С.Н. Кино и
эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Изд-воВоронеж.гос.
ун-та, 1987. 176 с.
Поличко Г.А. Киноязык,
объясненный студенту. М.: Русское слово, 2006. 201 с.
Прессман Л.П. Методика
применения технических средств обучения: Экранно-звуковые средства.М.:
Просвещение, 1988. 191 с.
Пропп, В.Я. Морфология
волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт,1998. 512
с.
Романовский И.И. Масс-медиа.
Словарь терминов и понятий. М.: Изд-во Союза журналистовРоссии, 2004. 480 с.
Спичкин А.В. Что такое
медиаобразование. Курган: Изд-во Ин-тапов. квалификации ипереподготовки кадров
работников образования, 1999. 116 с.
Терин В.П. Массовая
коммуникация. Исследование опыта Запада. М.: Изд-во МГИМО, 2000.
Усов Ю.Н. В мире экранных
искусств. М., 1995. 224 с.
Усов Ю.Н. Кинообразование
как средство эстетического воспитания и художественногоразвития школьников:
Дис. … д-ра.пед. наук. М., 1989.
Усов Ю.Н. Медиаобразование в
России (на материале экранных искусств). Рукопись. 1995. 18 с.
Усов Ю.Н. Основы экранной
культуры. М., 1993. 91 с.
Фатеева И.А.
Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации. Челябинск:
Изд-воЧелябинск.гос. ун-та, 2007. 270 с.
Федоров А.В. Развитие
медиакомпетентности и критического мышления студентовпедагогического вуза. М.:
Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 c.
Федоров А.В.
Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: ЦВВР, 2001. 708 с.
Федоров А.В. Терминология
медиаобразования // Искусство и образование. 2000. № 2. С.33-38.
Федотова Л.Н. Социология
массовой коммуникации. М., 2003.
Хилько Н.Ф. Аудиовизуальная
культура: Словарь. Омск: Изд-во Сиб. фил. Рос.ин-такультурологии, Омск. гос.
ун-т, 2000. 149 с.
Хилько Н.Ф. Развитие
аудиовизуальных творческих способностей: психологические исоциокультурные
аспекты. Омск: Сиб.филиал Российского ин-та культурологии, 2004. 158 с.
Хилько Н.Ф. Роль
аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности. Омск:Изд-во
Сиб. фил. Рос.ин-та культурологии, 2001. 446 с.
Хилько Н.Ф. Социокультурные
аспекты экранногомедиатворчества. М.: Изд-во Российскогоинта культурологии,
2004. 96 с.
Хилько Н.Ф. Экология
аудиовизуального творчества. Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2005. 110 с.
Хилько Н.Ф. Экранная
культура: медиасистемы и технологии. Омск: Сиб.филиал Российского инта
культурологии, 2003. 104 с.
Цыганов В.В.
Медиа-терроризм: терроризм и средства массовой информации. Киев:
Ника-Центр,2004. 124 с.
Челышева И.В. Теория и
история российского медиаобразования. Таганрог: Изд-во Кучма, 2006.206 с.
Шариков А.В.
Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М.: Изд-во
Академиипедагогических наук, 1990. 66 с.
Шарков Ф.И. Основы теории
коммуникации. М.: Социальные отношения. Перспектива, 2004. 248с.
Ястребцева Е.Н. Медиатека:
Как создать в школе медиатеку. М.: Информатика иобразование,1994.
Ястребцева Е.Н. Пять
вечеров: Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. М:Проект
Гармония, 2001. 216 с.
Ключевые сайты по медиаобразованию:
- Russian Media Education webs:http:// http://mediaeducation.ucoz.ru/ –
- Электронная научная
энциклопедия «Медиаобразование и медиакультура»
- Открытая электронная
полнотекстовая библиотека "Медиаобразование". Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России. Science encyclopedia "Media Education and media
culture".Open Media Education Library (Russian and English versions). Russian
Association for Film and Media Education: http://www.mediagram.ru/mediaed/journal/
-
- Журнал “Медиаобразование».
Russian Journal 'Media Education':http://www.mediagram.ru –
- Информационная грамотность
и медиаобразование. InformationLiteracyandMediaEducation:
http://www.evartist.narod.ru/mdo/mo.htm -
- Информационный блок «Медиаобразование»
на сайте EvArtist. Information unit
"Media Education" online EvArtist: http://window.edu.ru –
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам (поиск статей и книг помедиаобразованию по ключевому слову – медиаобразование).Window access to educational resources (search for
articles and books on mediaeducation by keyword - media education).