МедиаСловарь

07.05.2022

 
 МЕДИАСЛОВАРЬ

Аккаунт – это персональная страница пользователя или личный кабинет, который создается после регистрации на сайте.

Антивирусная программа (антивирус)любая программа для обнаружения компьютерных вирусов,атакженежелательных(считающихсявредоносными)программвообщеивосстановлениязараженных(модифицированных)такимипрограммамифайлова также для профилактикипредотвращения заражения(модификациифайлов или операционной системы вредоносным кодом.

База данных (database) – систематизированная форма организации и представления разного рода информации (например, в компьютерной сети).

Банкинг мобильный — это система управления банковским счетом при помощи мобильных устройств - планшетов, смартфонов и других - посредством специализированного приложения.

Брандмауэр – это специальная программа или устройство, которое позволяет блокировать попытки хакеров, вирусов и червей получить доступ к вашему компьютеру через Интернет.

Браузер — это программа для навигации и просмотра веб-ресурсов (веб-страниц), которая позволяет запрашивать и просматривать файлы в локальной сети и сети Интернет.

Безопасность медийная (mediasafety, mediaprotection) - способность государства, общества, социальной группы, личности обеспечить достаточные и защищенные медийные ресурсы и потоки для поддержания жизнедеятельности, устойчивого функционирования и развития соответствующего структурного образования. Обеспечение медийной безопасности предполагает противостояние негативному воздействию на индивидуальное и общественное сознание и психику людей, а также на источники информации. (Ф.И.Шарков, 2003)

Видеохостинг–предоставление подключения к интернету и обслуживание.

Веб – хостинг–системная папка, в которую компьютер записывает все документы, полученные вами из интернета.

Внешние ссылки – страницы с других сайтов, с которых посетитель приходит на ваш сайт.

Гиперссылка (hyperlink) – элемент электронного документа, используемый для быстрого перехода к другому документу, либо его части.

Гипертекст (hypertext) – специальная организация компьютерных, интернетных медиатекстов, позволяющая при нажатии курсора на определенные слова или аудиовизуальные объекты мгновенно переходить на присоединенные к ним ссылки и родственные тексты или объекты.

Грамотность медийная (medialiteracy) - умение анализировать и синтезировать медийную реальность, умение «читать» медиатекст, способность использовать медийную технику, знание основ медиакультуры, то есть результат медиаобразования.

Дайджест (digest) – сокращенный, адаптированный вариант медиатекста(ов).

Дезинформация медийная (mediadisinformation, misinformation) – медиатекст, содержащий заведомо ложную информацию.

Декодирование (decoding) – расшифровка/дешифровка, трактовка информации, содержания медиатекста аудиторией.

Защита контента - методика, разработанная для шифрования цифрового содержимого или содержимого диска, чтобы предотвратить копирование или использование содержимого без разрешения.

Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").

Кеш – это интернет-сервис, который позволяет загружать и смотреть видео в браузере. Например, через специальный проигрыватель.

Кибербуллинг — это травля с использованием цифровых технологий. Может происходить в социальных сетях, мессенджерах, на игровых платформах и в мобильных телефонах. Это целенаправленная модель поведения, которая ставит своей задачей запугать, разозлить или опозорить того, кто стал объектом травли.

Киберугроза— это незаконное проникновение или угроза вредоносного проникновения в виртуальное пространство для достижения политических, социальных или иных, целей.

Киббермобинг— это использование средств электронной коммуникации для унижения и оскорбления других людей. Социальное давление,перенесенное в плоскость электронного общения.

Коммуникационные риски – это Риски, связанные с предоставлением СМИ отименикомпании (организации) противоречивой (недостоверной) или не своевременной информации,  с осуществлением в публичном пространстве несогласованных действий, способных оказать негативное воздействие на имидж компании и ее дочерних обществ,на нести урон деловой репутациии косвенноее коммерческим интересам(например,уровню капитализации на бирже ценных бумаг).

Контентанализ (сontentаnalysis) – количественный анализ медиатекстов (определение категории медиатекста, систематизация фактов, выводы о типах повествования, символах, языках, формах и т.д.; о том, как часто проявляются те или иные факторы, например, стереотипы в сюжете). Применим также к анализу работы медийных агентств (объем передаваемой ими информации, избирательность 22 информации и пр.). В рамках контент-анализа не делается различий по степени значимости между исследуемыми единицами – в центре внимания лишь частота их появления (Назаров, 2004).

Контентные риски — это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.

Медиакомпетентность педагога (educator’smediacompetence) - совокупность его мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотивационный, информационный, методический, практикооперационный/деятельностный, креативный), способствующих медиаобразовательной деятельности в аудитории различного возраста (А.В.Федоров, 2007).

Профайл — это компьютерный файл, используемый в системах управления цветом (CMS) для представления данных о цветовых передаточных характеристиках конкретного устройства (монитора, сканера, принтера и т.п.), осуществляющего обработку, передачу, ввод, выводили преобразование цветных изображений. Используется при калибровке и согласовании цветовых характеристик системы в целом.

Рунет – это часть сайтов Интернета с основным контентом на русском языке.

Спамер — это тот, от кого приходят в наши почтовые ящики не запрошенные массовые рассылки.

Сетикет, нетикет – сетевой этикет. Правила поведения, общения в Сети, традициии культура интернет-сообщества, которых придерживаются большинство.

Торрентэто специальный протокол, предназначенный для обмена файлами между пользователями.

Троллинг – форма социальной провокации или издевательства в сетевом общении, использующаяся как персонифицированными участниками, заинтересованными в большей узнаваемости, публичности, эпатаже, так и анонимными пользователями без возможности их идентификации.

Фильмотека (filmlibrary) – частная или публичная коллекция, фильмофонд (в том числе и в электронном виде, в интернете). Близкие понятия: библиотека, медиатека, фонотека, фототека, видеотека.

Фишер — это мошенник, специализирующийся на киберпреступлениях особого вида — фишинге.

Фишинг — вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям, номерам кредитных карт, электронной почте и т.д.

Флейминг - «спор ради спора», процесс обмена сообщениями в местах многопользовательского сетевого общения (чаты, Интернет-форумы, социальные сети и др.). Данное явление представляет собой словесную войну, которая зачастую не имеет отношения к первоначальной причине дискуссии, спора.

Фокус-группа медийная (mediafocusgroup) – выбранная по определенным признакам аудитория для изучения реакции на ту или иную информацию, медиатекст. Методы сбора данных о реакциях, мнениях фокус-группы зависят от конкретных целей исследования.

Фонотека (soundlibrary) – частная или публичная коллекция, фонд звуковых текстов (в том числе и в электронном виде, в интернете). Близкие понятия: библиотека, медиатека, фонотека, фототека, видеотека.

Фототека (photolibrary) – частная или публичная коллекция, фонд фотографий, слайдов (в том числе и в электронном виде, в интернете). Близкие понятия: библиотека, медиатека, фототека, видеотека.

Фрейпинг– взлом личного аккаунта и публикация от имени жертвы нежелательного контента.

Функция родительского контроля - возможность для администратора компьютера управлять и ограничивать оценку некоторыми функциями, часто используемыми для родителей.

Хейтинг – массовые негативные комментарии в адрес одного человека от группы людей, которые открыто выражают к нему негатив и оскорбляют.

Чат (chat) – сетевая форма общения on-line.

Электронные (кибер-) риски — это возможность столкнуться с хищением персональной информации, риск подвергнуться вирусной атаке, онлайн-мошенничеству, спам-атаке, шпионским программам и т.д.

    

 

 

 

Библиографический список

Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. М.: Аспект-пресс, 2005. 176с.

Бакулев Г.П. Основные концепции массовой коммуникации. М., 2002.

Баранов О.А. Медиаобразование в школе и вузе. Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 2002. 87 с.

Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М.: Изд-во РИП-Холдинг,2004. 174 с.

Бондаренко Е.А. Творческая реабилитация средствами медиакультуры. Омск, 2001.Хочу такой сайт

Бондаренко Е.А. Теория и методика социально-творческой реабилитации средствамиаудиовизуальной культуры. Омск: Изд-во Сибир. филиала Рос.ин-та культурологии, 2000. 91 с.

Брайант Дж., Томпсон, С. Основы воздействия СМИ. М.: Вильямс, 2004. 432 с.

Вершинская О.Н. Информационно-коммуникационные технологии и общество. - М.: Наука, 2007. 203с.

Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность ипсихологическая защита. М.: ПЕРСЭ, 2003. 304 с.

Духанин В.Н. Православие и мир кино. М.: Drakkar, 2005. 190 c.

Журин А.А. Медиаобразование школьников на уроках химии. М.: Изд-во Ин-та содержания иметодов обучения Российской Академии образования, 2004. 184 с.

Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьнымидисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании. 1998. N 3.C.26-34.

Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический проект, 2005. 448с.

Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику. Профессиональное и массовое медиаобразование.СПб.: Изд-во Михайлова, 2004. 240 с.

Короченский А.П. «Пятая власть»? Медиакритика в теории и практике журналистики. Ростов:Изд-во Ростов.гос. ун-та, 2003. 284 с.

Луман Н. Медиа коммуникации. М.: Логос, 2005. 280 с.

Макаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. М., 2000.

Маклюэн М. Понимание медиа. М.; Жуковский, 2003.

Медиаобразование // Российская педагогическая энциклопедия. Т.1/Гл. ред. В.В.Давыдов. М.:Большая российская энциклопедия, 1993. С. 555.

Моль А. Социодинамика культуры. М.: КомКнига, 2005.

Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: Методология анализа и практикаисследований. М., 2003.

Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Изд-воВоронеж.гос. ун-та, 1987. 176 с.

Поличко Г.А. Киноязык, объясненный студенту. М.: Русское слово, 2006. 201 с.

Прессман Л.П. Методика применения технических средств обучения: Экранно-звуковые средства.М.: Просвещение, 1988. 191 с.

Пропп, В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт,1998. 512 с.

Романовский И.И. Масс-медиа. Словарь терминов и понятий. М.: Изд-во Союза журналистовРоссии, 2004. 480 с.

Спичкин А.В. Что такое медиаобразование. Курган: Изд-во Ин-тапов. квалификации ипереподготовки кадров работников образования, 1999. 116 с.

Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. М.: Изд-во МГИМО, 2000.

Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. М., 1995. 224 с.

Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественногоразвития школьников: Дис. … д-ра.пед. наук. М., 1989.

Усов Ю.Н. Медиаобразование в России (на материале экранных искусств). Рукопись. 1995. 18 с.

Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. М., 1993. 91 с.

Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации. Челябинск: Изд-воЧелябинск.гос. ун-та, 2007. 270 с.

Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентовпедагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 c.

Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: ЦВВР, 2001. 708 с.

Федоров А.В. Терминология медиаобразования // Искусство и образование. 2000. № 2. С.33-38.

Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. М., 2003.

Хилько Н.Ф. Аудиовизуальная культура: Словарь. Омск: Изд-во Сиб. фил. Рос.ин-такультурологии, Омск. гос. ун-т, 2000. 149 с.

Хилько Н.Ф. Развитие аудиовизуальных творческих способностей: психологические исоциокультурные аспекты. Омск: Сиб.филиал Российского ин-та культурологии, 2004. 158 с.

Хилько Н.Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности. Омск:Изд-во Сиб. фил. Рос.ин-та культурологии, 2001. 446 с.

Хилько Н.Ф. Социокультурные аспекты экранногомедиатворчества. М.: Изд-во Российскогоинта культурологии, 2004. 96 с.

Хилько Н.Ф. Экология аудиовизуального творчества. Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2005. 110 с.

Хилько Н.Ф. Экранная культура: медиасистемы и технологии. Омск: Сиб.филиал Российского инта культурологии, 2003. 104 с.

Цыганов В.В. Медиа-терроризм: терроризм и средства массовой информации. Киев: Ника-Центр,2004. 124 с.

Челышева И.В. Теория и история российского медиаобразования. Таганрог: Изд-во Кучма, 2006.206 с.

Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М.: Изд-во Академиипедагогических наук, 1990. 66 с.

Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М.: Социальные отношения. Перспектива, 2004. 248с.

Ястребцева Е.Н. Медиатека: Как создать в школе медиатеку. М.: Информатика иобразование,1994.

Ястребцева Е.Н. Пять вечеров: Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. М:Проект Гармония, 2001. 216 с.

Ключевые сайты по медиаобразованию:

- Russian Media Education webs:http:// http://mediaeducation.ucoz.ru/ –

- Электронная научная энциклопедия «Медиаобразование и медиакультура»

- Открытая электронная полнотекстовая библиотека "Медиаобразование". Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России. Science encyclopedia "Media Education and media culture".Open Media Education Library (Russian and English versions). Russian Association for Film and Media Education: http://www.mediagram.ru/mediaed/journal/ -

- Журнал “Медиаобразование». Russian Journal 'Media Education':http://www.mediagram.ru

- Информационная грамотность и медиаобразование. InformationLiteracyandMediaEducation: http://www.evartist.narod.ru/mdo/mo.htm -

- Информационный блок «Медиаобразование» на сайте EvArtist. Information unit "Media Education" online EvArtist: http://window.edu.ru –

- Единое окно доступа к образовательным ресурсам (поиск статей и книг помедиаобразованию по ключевому словумедиаобразование).Window access to educational resources (search for articles and books on mediaeducation by keyword - media education).

Медиасловарь.docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».