20.04.2020
Адаптация ребенка к условиям МАДОУ проходит в несколько этапов:
1. Подготовительный этап: до поступления в детский сад
2. Первый этап: с момента поступления ребенка до 1-3 месяцев посещения (первичная адаптация)
3. Второй этап: через 1-3 месяца посещения до конца учебного года
4. Третий этап: в течение первого месяца каждого следующего учебного года и/или после длительного отсутствия ребенка (вторичная адаптация)
14.07.2022
Для посещения детского сада необходимо иметь:
сменную обувь и комплект сменной одежды
Если Ваш ребенок заболел, то обязательно позвоните по телефонам 334-36-33 (или воспитателю группы) и предупредите, чтобы Вашего ребенка сняли с питания.
Если Вы выходите с больничного или отпуска, то необходимо накануне позвонить по вышеуказанным телефонам до 13:00 (даже если прием у врача вечерний и Вы знаете, что Вас выпишут), чтобы Вашего ребенка поставили на питание (поделить порцию другого ребенка с Вашим мы не можем).
14.07.2022
Адаптация — привыкание к новым условиям существования. Именно это происходит с ребенком, когда его буквально вырывают из родной домашней уютной обстановки и начинают водить в детский сад. По ощущениям (с его точки зрения) это то же самое, как если бы человек попал на другую планету. Стресс вызывает буквально все:
- отсутствие близких людей рядом (особенно мамы);
- необходимость соблюдать новый режим дня: есть — строго по часам, и уже не попросишь у мамы мишку Барни или ФрутоНяню, когда захочется;
- наличие большого количества кричащих, шумныхе детей рядом, с которыми почему-то надо делиться игрушками и соблюдать их правила игры;
- отсутствие того пласта внимания, которое ему уделялось раньше: ведь воспитательнице нужно следить сразу за всеми;
- новые правила, которые требуют неукоснительного выполнения: убрать за собой игрушки, помыть руки, не шуметь во время сна, ходить парами и т. д.
Вот так, буквально в один миг, жизнь меняется коренным образом. И привыкнуть к этому в одно мгновение невозможно. Поэтому адаптация к детскому саду — длительный и многоступенчатый процесс. Он потребует огромного терпения от родителей и немалых усилий со стороны ребенка. Чтобы снизить стресс и помочь ему как можно быстрее преодолеть этот сложный период, задумываться об этом вопросе следует задолго до того, как он перешагнет порог группы.
Реакция
Согласно статистике, только 1% малышей при поступлении в детский сад ведет себя так, словно в его жизни ничего не изменилось. У всех остальных наблюдаются определенные реакции в зависимости от того, какая из сфер является их слабым звеном. Существуют разные виды адаптации, и с каждой из них приходится справляться.
Физиологическая
Приспособление маленького организма к изменившимся условиям: новому режиму дня (который категорически нельзя нарушать), другой пище, инфекционным атакам на иммунитет. Поэтому в адаптационный период могут наблюдаться такие реакции, как:
- нарушения сна;
- уменьшение аппетита и, соответственно, снижение веса;
- восприимчивость к инфекциям, ослабление иммунитета (болеет чуть ли не каждую неделю);
- обострение хронических заболеваний, если таковые имеются;
- у некоторых начинают скакать температура тела (даже при отсутствии вирусов и инфекций) и давление, учащается сердечный ритм.
Чтобы уменьшить стресс организма, родители должны: за 2-3 месяца до детского сада узнать режим дня и меню в группе, и дома максимально повторять их. Завтрак, обед и полдник устраивать в то же время, класть на дневной сони будить в определенный момент. Каши, супы, компоты - ко всему нужно приучать заранее, чтобы не было капризов по поводу еды.
Также нужно своевременно заняться укреплением иммунитета. Обратиться ук участковому педиатру. Сейчас много растительных, витаминных и интерферонных препаратов, разработанных специально для детей 2-3 лет.
Психологическая
Самая сложная - психологическая адаптация. Ребенок толком не понимает, для чего ему каждое утро нужно идти в детский сад и прощаться с мамой. Большинству кажется, что их перестали любить и просто отдали, так как они больше не нужны маме и папе. На фоне такого расстройства начинается фобия, что их не заберут вечером, за ними не придут, и они останутся одни. В результате все эти переживания могут вылиться в такие реакции, как:
- истеричность, нервозность, раздражительность, капризность;
- плаксивость — могут плакать даже без повода, не умея объяснить своё состояние);
- агрессивность (или ко всем, или только по отношению к родителям);
- апатия, равнодушие, безынициативность, вялость или же наоборот — чрезмерная возбуждённость;
- упрямство;
- постоянно плохое настроение.
Рецепт лекарства в таких случаях только один - больше внимания и заботы + разъяснительные беседы, зачем вообще существует садик и почему в него так необходимо ходить каждый день.
Социальная
Для одних детей данный вид адаптации даже в какой-то степени выступает в роли помощника. если они активные и общительные. в играх с другими забываются и не чувствуют одиночества и брошенности. Но большинство все-таки теряются в таком потоке малышей. К таким последствиям следует быть готовыми:
- отказываются идти в садик, потому что «Марьиванна злая, а Вася игрушки отбирает»;
- перенятие у других девиантных паттернов поведения (начинают кусаться, плеваться, обзываться) и плохих слов;
- обострение чувства собственности и жадности, даже если до этого был добрым;
- формирование комплексов, занижение самооценки;
- уход в себя, появление аутических черт.
В этом случае все силы следует бросить на развитие коммуникативных навыков. Возможно записаться на несколько сеансов к детскому психотерапевту. групповые и семейные тренинги творят в этом плане настоящие чудеса.
Значительно облегчит процесс адаптации - формирование навыков самообслуживания. Перед планированием посещения ДОУ учим ребенка одеваться самостоятельно (пусть это будут хотя бы простые вещи - маечки, трусики, носочки), пользоваться столовыми приборами, кружкой, самостоятельно есть, пить. Мыть руки после туалета. Пользоваться полотенцем, после того как помыл руки. пользоваться горшком или туалетом. Конечно, тут многое зависит от возраста. Но в 2-2,5 года ребенок развивающийся в соответствии с возрастом всеми этими навыками может владеть.
Когнитивная
В садике ребенка ждут развивающие занятия, с которыми он может не справляться. Причины самые разные: невысокий IQ, физические недостаток, непонимание требований, отсутствие необходимых навыков и многое другое. В результате не получается элементарное: нарисовать солнышко, слепить цветок, выучить стихотворение. Из-за таких провалов реакции могут быть достаточно плачевными:
- регрессия навыков, полученных ранее: ребёнок, достаточно внятно говорящий, умеющий пользоваться ложкой и самостоятельно одеваться, ходить в горшок, отказывается воспроизводить подобные действия;
- снижение познавательного интереса: отказывается играть, заниматься, что-то делать, объясняя, что просто «не хочет».
Если сложности вызвала именно когнитивная адаптация, родители не должны пускать на самотек подобные реакции. Необходимо поговорить с воспитателем, психологом. Выяснить причины, почему так происходит. Работать над устранением выявленных факторов и возбуждением интереса к занятиям. если запустить данные реакции на этом этапе, потом в школе возникнет масса проблем с усвоением учебного материала.