Jбразовательная программа дошкольного образования
Описание образовательной программы
Основная образовательная программа дошкольного образования (далее –
Программа) разработана рабочей группой
МАДОУ детский сад № 327 в соответствии с ФГОС ДО и охватывает возраст детей от
2 до 7 лет.
Программа спроектирована как программа психолого-педагогической поддержки
позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста
и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем,
содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного
образования), организационно-педагогические условия образовательного процесса.
Образовательная программа дошкольного
образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский
сад № 327 (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден
приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в
Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте
России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264)
(далее – ФГОС ДО) и федеральной образовательной программой
дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25
ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г.,
регистрационный № 71847).
Программа сформирована с учетом особенностей дошкольного образования как
фундамента последующего обучения и определяет содержание и организацию образовательного процесса на
уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие детей
дошкольного возраста с учетом их психолого-возрастных и индивидуальных
особенностей.
Программа предназначена для
удовлетворения индивидуального, социального, государственного заказов в области
образования и направлена на удовлетворение потребностей:
·
воспитанников
и родителей (законных представителей) - в развитии умственного, физического и
духовного потенциала каждого воспитанника;
·
его
успешной социализации в обществе, сохранения и укрепления здоровья, готовности
к продолжению образования на следующей ступени;
·
общества
и государства - в формировании человека и гражданина, способного к
продуктивной, творческой деятельности в различных сферах жизни.
Программа является документом,
регламентирующим содержание и педагогические условия обеспечения
образовательного процесса, определяющим путь достижения федерального
государственного образовательного стандарта.
Программа включает три основных раздела:
целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает в себя пояснительную
записку и планируемые результаты освоения программы.
Пояснительная записка раскрывает:
Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации
основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Ведущие цели Программы - разностороннее
развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей
российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским
духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство,
права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая
память и преемственность поколений, единство народов России
Достижение целей обеспечивает
решение следующих задач:
ü обеспечение единых для Российской Федерации содержания
ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
ü охрана и укрепление физического и психического
здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
ü приобщение детей (в соответствии с возрастными
особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство,
права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные
идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь
и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к
окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления
ценностей;
ü построение (структурирование) содержания
образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных
особенностей развития;
ü создание условий для равного доступа к образованию для
всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей;
ü обеспечение развития физических, личностных, нравственных
качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих
способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
ü обеспечения равных возможностей для полноценного
развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места
жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и
других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
ü создание благоприятных условий развития детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
ü объединение обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества;
ü формирования общей культуры личности детей, в том
числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной
деятельности;
ü формирование социокультурной среды, соответствующей
возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям
детей;
ü обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и
повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей,
обеспечения их безопасности;
ü обеспечение преемственности целей, задач и содержания
дошкольного общего и начального общего образования;
ü достижение детьми на этапе завершения ДО уровня
развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими
образовательных программ начального общего образования.
Принципы и подходы к формированию
Программы.
1)
полноценное
проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного
возраста), обогащение (амплификация) детского развития - полное проживание возраста на основе широкого
развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со
сверстниками и взрослыми. Передача взрослым и освоение ребенком способов
употребления предметов на основе действий взрослого, взятого за образец,
применении игр соответствующих возрасту ребенка.
2)
построение
образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого
ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования - осуществление педагогического
процесса с учетом индивидуальных особенностей детей возможно, только группируя
детей по каким-либо из этих особенностей.
Индивидуальный подход занимает промежуточное положение между фронтальной
воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым
ребенком. Индивидуальный подход дает возможность воздействовать на отношения
между личностью и группой, группой и коллективом, детьми и взрослыми. Другими
словами: «Я» возможно только потому, что есть «мы». При реализации этого
принципа педагог не занимается формированием личности с заранее заданными
свойствами, а создает условия для полноценного проявления и соответственно
развития личностных функций субъектов образовательно-воспитательного процесса.
3)
содействие и
сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником
(субъектом) образовательных отношений - образовательная программа реализуется в
течение всего периода пребывания ребенка в детском саду, используя
разнообразные формы деятельности организации детей, формы совместной
деятельности педагога и ребенка, что позволяет сделать жизнь ребенка насыщенной
и интересной в течение всего периода пребывания ребенка. Это проектная
деятельность, чтение художественной литературы, познавательной и образовательной
литературы, коллекционирование, экспериментирование, исследование, мастерские,
различные формы музыкальной, художественной деятельности и т.п. Ребенок
самостоятельно осуществляет выбор своей деятельности, а педагог оказывает ему
помощь, предлагает совет только тогда когда ребенок в этом нуждается. Ребенок
сам может запланировать, какую часть работы он выполнит вместе со всеми, а какую часть оставит на потом. Самое
главное, чтобы работа была завершена, чтобы получился задуманный результат и
чтобы результат был качественный.
4)
поддержка инициативы детей в различных
видах деятельности
через проявление уважения к индивидуальным
вкусам и привычкам детей, учитывая индивидуальные особенности детей, стремясь
найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным детям; публичную
поддержку любых успехов детей. Участие взрослого в различных видах деятельности
детей возможно, если они сами приглашают взрослого, при этом роль участия
взрослого определяют дети, а не педагог.
5)
сотрудничество МАДОУ
с семьей - сотрудничество педагогов и родителей, которое
предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу
взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей,
так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители (законные
представители) действуют согласованно.
6)
приобщение
детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства - реализация данного принципа осуществляется в
совместной деятельности взрослых и детей в игре, продуктивных видах
детской деятельности, в процессе
экскурсий, праздников, через организацию пространства, разнообразие материалов,
оборудования. Основной задачей является стимуляция познавательной активности
детей, развитие их любознательности, образного и логического мышления ребенка.
7)
формирование
познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах
деятельности - интерес к познанию у детей появляется тогда, когда им
в доступной форме дают систематизированные знания, отражающие существенные связи
в зависимости от тех областей действительности, с которыми сталкивается ребенок
в своей повседневной жизни.
8)
возрастная
адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов
возрасту и особенностям развития)
- при реализации данного принципа
используются те формы работы, которые будут специфически для детей данной возрастной группы.
9)
учет
этнокультурной ситуации развития детей - приобщение детей к
национальной культуре, обычаям и традициям.
Значимые для разработки и
реализации Программы характеристики, в том числе
характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.
Воспитанники МАДОУ – дети (девочки и мальчики) в возрасте от 2 до 7 лет, не
имеющие серьезных отклонений в развитии.
Содержательный раздел представляет
общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей
в соответствии с пятью образовательными областями.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений (вариативная часть).
Обязательная часть Программы отражает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во
всех пяти образовательных областях. Обязательная часть разработана в
соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО.
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и
способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие
образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Конкретное содержание данных образовательных областей зависит от возраста
детей и должно реализовываться в определенных видах деятельности:
·
для детей дошкольного возраста это
игровая, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного
возраста, а также игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение
и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская
(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и
элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного
материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
изобразительная (рисования, лепки, аппликации), музыкальная (восприятие и
понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические
движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение
основными движениями) формы активности ребенка.
Вариативная часть отражает реализацию регионального
компонентав деятельности МАДОУ, который обеспечивает приобщение детей к
традициям родного региона, вовлекает родителей (законных представителей) в
единое образовательное пространство, обеспечивая тем самым единые стартовые
возможности ребенку для дальнейшего обучения в школе (формированию у
дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого
потенциала, патриотизма, толерантности в современных условиях).
Цель работы МАДОУ в рамках
регионального компонента:
- защита и развитие
системой образования региональных
культурных традиций и особенностей;
- сохранение единого
образовательного пространства России;
- физическая направленность
деятельности региона;
-обеспечение прав подрастающего
поколения на доступное образование;
- вооружение дошкольников системой
знаний о родном регионе.
Вариативная
часть учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их
семей и педагогов и, представлена следующими парциальными программами:
1. «Мой родной
край – Средний Урал» разработана рабочей группой МАДОУ, 2022г.;
Содержание коррекционной работы.
МАДОУ осуществляет коррекционную работу по оказанию помощи воспитанникам,
имеющим нарушение произносительной стороны речи и нарушения в развитии устной
речи, в условиях логопедического пункта в соответствии с Положением о
логопедическом пункте МАДОУ.
Содержание коррекционно-развивающего обучения и речевого развития детей
опирается на методические рекомендации Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной,
Н.В.Нищевой.
Логопедическое обследование детей дошкольного возраста (мониторинг динамики
речевого развития детей) с нарушениями речи в образовательном учреждении проводится с использованием авторских методик:
- А.М.Быховская, Н.А.Казова «Количественный мониторинг общего и речевого
развития детей с ОНР».
·
Н.В.Нищева «Картинный материал к
речевой карте ребенка с ОНР».
Целью логопедического исследования детей является раннее выявление объема речевых навыков, в соответствии с
возрастными нормативами, с уровнем психического развития, определить
соотношение дефекта и компенсаторного фона речевой и познавательной активности.
Организационный раздел содержит
описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности
методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать
распорядок и /или режим дня, а также особенности традиционных событий,
праздников, мероприятий; особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды.
Описание организации образовательного процесса и
организационно-педагогических условий, содержание, примерное ежедневное время,
необходимое на реализацию Программы с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей, их специальных образовательных потребностей, включая время
для: занятий; образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах
(во время утреннего прихода детей в образовательную организацию, прогулки,
подготовки к приемам пищи и дневному сну и т.п.) реализуется в соответствии с ФОП
ДО и требованиями ФГОС ДО. Взаимодействие
с семьями воспитанников.
Программа
подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и
необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями
воспитанников.
Участие родителей в жизни малыша не только дома, но и в МАДОУ помогает:
- преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
- относиться к ребенку как к равному партнеру;
- понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми;
- знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их при воспитании;
- проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовыми
к эмоциональной поддержке, совместному проживанию его радостей и горестей;
установить хорошие доверительные отношения с ребенком.
Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс
важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для
развития собственного ребенка.